Проект “Игры предков- мудрость народа”
Оконешникова Дария Ивановна,
учитель физической культуры,
МБОУ “Бахсытская СОШ имени Д. Г. Барашкова”,
Респулика Саха Якутия, Чурапчинский улус, с. Толон
Введение.
Происхождение национальных, подвижных игр тесно связано с укладом жизни народов Саха, видами традиционного хозяйства: прежде всего, разведением крупного рогатого скота, коневодством, рыболовством, а также охотой. Игры: «меткий охотник» – меткость и глазомер, «рыбаки с неводом» бег парами, «водопой из проруби» – воля и сила и др. Зарождались системы занятий национальными играми дающие людям чувство бодрости попутно развивая профессиональное мастерство, необходимое в быту народа Саха.
Опыт проживания народов Севера в суровых климатических условиях способствовал выработке уникальных и эффективных средств физического воспитания подрастающего поколения – игр, состязаний, самобытных физических упражнений, характеризующихся универсальностью, комплексностью своего воздействия: они укрепляют здоровье, знакомят и обучают традиционным промыслам, формируют характер и систему нравственных принципов и развивают жизненно необходимые двигательные способности.
Самобытные упражнения и национальные игры в Якутии считаются популярными и практически применимы для всех возрастов. Национальные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народов Саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. После тяжелого трудового дня, в праздники и на отдыхе не обходилось без массовых национальных игр, состязаний в силе и ловкости.
Актуальность проекта: национальные игры имеют большое значение для всестороннего гармоничного развития обучающихся общеобразовательной школы. Участие детей в национальных подвижных играх различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазании, метании. В процессе национальных подвижных игр, формируется способность проявлять выдержку, смелость, умение действовать в коллективе и индивидуально. В своей практике мы используем национальные игры якутов. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, развивают ловкость, быстроту, меткость, выносливость, смекалку, сообразительность, вырабатывают волю к победе. Дети учатся находить выход из критических ситуаций, быстро принимать решение и приводить их в исполнение, то есть дети перенимают важные качества необходимые им в будущей жизни. Игры стимулируют двигательную деятельность детей. Они помогают детям глубже воспринимать красоту родной природы. Через национальные игры воспитываются у детей чувства товарищества, дружбы, взаимопонимание.
Цель проекта: создать условия для формирования интереса у обучающихся о культуре и о традициях предков через подвижные народные игры.
Объект исследования: развитие интереса обучающихся общеобразовательной школы к культуре и традиции предков.
Предмет исследования: якутские народные игры как эффективное средство духовного и физического развития учащихся.
Цель будет реализована следующими задачами:
- Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм;
- Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
- Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.
4.Развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр.
5.Воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения