Подготовка педагогов для креативной экономики
Петров Роман Христофорович,
преподаватель,
ГАПОУ РС (Я) “Намский педагогический колледж имени И. Е. Винокурова”,
Республика Саха (Якутия), Намский улус, с. Намцы
Подготовка педагогов для креативной экономики
Изменения, происходящие в образовательной политике, влияют на
характер профессиональной деятельности педагогов. Социальноэкономические преобразования общества в целом, рыночный и
конкурентный характер отношений образовательных учреждений,
усиление гуманитаризации системы образования актуализируют
инновационную деятельность учителей, способствующую эффективному
разрешению возникающих проблем. Именно инновационная деятельность
ориентирует педагога на будущее, на новейшие достижения науки, а
инновационно работающие образовательные учреждения приобретают
конкурентные преимущества и тем самым опережают в своем развитии
другие структурные элементы системы образования. С развитием
интернета, цифровых технологий изменились и социально-экономические
процессы в обществе. Новые высокотехнологичные сферы диктуют иной
подход в экономике. Образование как сложная система в социальноэкономической структуре страны требует особое отношение к
трансформации содержания обучения.
В доиндустриальный период преобладающей функцией являлась
способность накопления и сохранения знаний, в индустриальную эпоху –
функция их передачи и массовой ретрансляции, в постиндустриальной,
цифровой экономике, на первый план выходит разработка новых знаний и
овладение методикой их создания в течение всей жизни человека.
Развитие креативной экономики меняет не только способы передачи
знаний и технологии обучения, она меняет саму систему и процесс
подготовки кадров. Современный преподаватель несет профессиональную
ответственность не только за передачу, хранение и использование суммы
знаний, но и за их приумножение. Современным преподавателям
необходимо иметь, поддерживать и периодически обновлять классические
знания в профессиональной области и одновременно перестраивать
собственный стиль жизни и работы применительно к креативной
экономике. Без управления конкурентоспособностью преподавателей
эффективное и качественное преподавание в современных условиях
невозможно.
Ювелирное дело как вид творчества является одним из направлений
креативной экономики. Намский педагогический колледж обучает
будущих педагогов основам ювелирного дела, керамике, национальному
шитью, а также и другим направлениям художественного творчества уже
более 30 лет.
Это долгий путь создания необходимых условий подготовки педагогов
широкого профиля автором идеи был Иванов Василий Петрович,
руководивший колледжем в 1989 – 2003 годах. Сегодня курс
дополнительного образования по ювелирному делу полностью оснащен
для получения знаний, опыта и навыков, необходимых для обучения детей
на базе школ, дополнительного образования традиционному ремеслу
народа саха. Сегодня уделяется особое внимание на личностное развитие
учащихся в условиях дополнительного образования, участие их на
творческих мероприятиях, событиях, где они презентуют свои проекты. В
нашем колледже, в течение двух лет, будущие учителя изобразительного
искусства и педагоги дополнительного образования к основной
профессиональной подготовке приобщаются к художественному
прикладному творчеству. Во время обучения получают основы технологии
ювелирного и кузнечного дела, с целью приобщения учащихся школ к
творческой деятельности выпускниками колледжа.
Во время прохождения курса, студенты защищают курсовые проекты
и выпускные квалификационные работы по ювелирному делу – это в
основном традиционные ювелирные украшения народа саха – нагрудные
украшения, диадемы, якутский пояс, нож и другие изделия.
В креативной экономике не просто используется большой объем
профессиональных знаний, они становятся все более специфичными, что
усложняет процесс передачи интеллектуальных ресурсов от
преподавателей студентам. Для эффективной подготовки специалистов для
работы в креативной экономике, преподавателю уже недостаточно личного
опыта, интуиции и учебных программ, включающих в себя обмен опытом
на конференциях, круглые столы, общение с коллегами на специальных
семинарах, позволяющие продемонстрировать собственные достижения,
добиться их признания, получить новые стимулы для развития.
Литература:
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей:
Учеб.пособие для студ. высш. уч. заведений. — М.: Издат. центр
«Академия», 2002. — 320с.
2. Брякова И. Е. Формирование креативных качеств личности в процессе
открытого образования // http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2009–1_p041–
45.pdf
3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под
ред. А. М. Матюшкина. — М., 1965. — С.124–145.
4. Гнатко Н. М. Проблема креативности и явление подражания. — М,
1994. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь.
— М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176с.
5. Лазарев В. С. Управление нововведениями — путь к развитию школы //
Сельская школа. — 2003. — № 1. — С.16
6. Любарт Т., Мишуру К. и др. Психология креативности / пер. с фр. — М.:
Когнито-Центр, 2009. — 215с.
7. Морозов А. В. Формирование креативности преподавателя высшей
школы в системе непрерывного образования: дис. … д-ра пед. наук. — М.,
2004. — 445с.
8. Просецкий В. А. Психология подражания: Автореф. дисс.. докт. психол.
наук. — М, 1974.