Нейроматорное развитие дошкольников: от игры к навыкам.

Михайлова Татьяна Анатольевна, воспитатель, МКОУ "Маймагинская НШ-Д/с", Республика Саха (Якутия), Намский улус, с. Маймага

Нейроматорное развитие дошкольников: от игры к навыкам.

Михайлова Татьяна Анатольевна,
воспитатель,
МКОУ “Маймагинская НШ-Д/с”,
Республика Саха (Якутия), Намский улус, с. Маймага

Аннотация
В статье рассматривается значение нейромоторного развития дошкольников как основы для формирования двигательных и когнитивных навыков. Раскрывается роль игры как основного инструмента, способствующего гармоничному развитию детей через стимулирование крупной и тонкой моторики, координации движений и сенсорной интеграции. Представлены этапы нейромоторного развития, особенности подвижных, сенсорных и творческих игр, а также их влияние на когнитивные способности детей. Особое внимание уделено роли родителей и педагогов в создании условий для активного развития дошкольников.

Ключевые слова: нейромоторное развитие, дошкольный возраст, игра, моторика, сенсорная интеграция, когнитивные навыки, физическая активность, воспитание, педагогика.

Дошкольный возраст – уникальный период в жизни ребенка, когда закладываются фундаментальные основы физического, эмоционального, когнитивного и социального развития. Одной из важнейших составляющих этого процесса является нейромоторное развитие, которое играет ключевую роль в формировании двигательных навыков, координации и сенсорной интеграции. Благодаря активной работе мозга и тела в этот период, ребенок приобретает способность не только управлять своими движениями, но и осваивать окружающий мир через взаимодействие с ним.

Современные подходы к воспитанию и обучению детей все чаще делают акцент на необходимости развивать нейромоторные способности через игру. Это связано с тем, что игра является наиболее естественным и эффективным способом обучения в раннем возрасте. Она помогает ребенку совершенствовать не только физические навыки, но и когнитивные способности, необходимые для успешной адаптации в школе и дальнейшей жизни.

Нейромоторное развитие: что это и почему оно важно

Нейромоторное развитие – это процесс формирования связей между нервной системой и мышцами. Эти связи обеспечивают возможность контроля над телом, координации движений, развития как грубой, так и тонкой моторики. Важность этого процесса невозможно переоценить, так как он лежит в основе многих аспектов развития ребенка:

  • Физического развития. Ребенок учится управлять своим телом, выполнять сложные движения, развивает силу, выносливость и гибкость.
  • Когнитивного развития. Формирование моторных навыков тесно связано с работой мозга, так как любая двигательная активность стимулирует развитие нейронных связей.
  • Социального взаимодействия. Через подвижные и ролевые игры дети учатся общаться, работать в команде, договариваться.

В раннем возрасте нейромоторное развитие протекает особенно активно, поскольку нервная система ребенка стремительно созревает, а тело готово к освоению новых движений и навыков. Чем больше возможностей для двигательной активности получает ребенок, тем лучше развиваются его мозг и мышечная система.

Этапы нейромоторного развития дошкольников

  1. Ранний дошкольный возраст (3-4 года):
    На этом этапе дети осваивают базовые двигательные навыки, такие как бег, прыжки, лазание. Они начинают лучше контролировать свое тело, развивать чувство равновесия и координацию. Важно предоставлять детям свободу движения, поощрять исследование пространства через игры.
  2. Средний дошкольный возраст (4-5 лет):
    У детей начинают формироваться более сложные навыки, такие как манипуляции с предметами, рисование, лепка. Появляется интерес к подвижным играм с элементами правил, что помогает развивать не только физические, но и социальные навыки.
  3. Старший дошкольный возраст (5-7 лет):
    В этом возрасте дети демонстрируют значительно более высокую степень контроля над своим телом. Они готовы к освоению сложных двигательных задач, которые требуют внимания, координации и планирования действий.

Игра как главный инструмент развития

Игра – это основная деятельность дошкольников, через которую они изучают мир и развивают свои способности. Для нейромоторного развития игра особенно важна, так как она позволяет детям осваивать новые движения и улучшать уже имеющиеся навыки в увлекательной форме.

Подвижные игры

Подвижные игры – это один из лучших способов стимулирования развития крупной моторики. Такие игры, как «Салки», «Классики», «Прятки», требуют от детей быстроты реакции, координации и силы. Они помогают укрепить крупные группы мышц, развить ловкость и научиться ориентироваться в пространстве.

Примеры игр:

  • «Полоса препятствий» – дети преодолевают различные препятствия, такие как прыжки через обручи, лазание по веревкам.
  • «Передай мяч» – игра в кругу развивает координацию и командные навыки.

Игры на равновесие

Балансирующие игры способствуют развитию вестибулярного аппарата, который отвечает за способность удерживать равновесие. Это могут быть упражнения с балансировочными дорожками, хождение по черте, стояние на одной ноге.

Игры для тонкой моторики

Тонкая моторика развивается через игры с мелкими предметами. Например, сбор пазлов, нанизывание бусин, работа с пластилином и конструктором. Эти занятия не только укрепляют пальцы и кисти, но и готовят ребенка к письму, рисованию и другим важным навыкам.

Сенсорные игры

Игры с использованием песка, воды, глины, зерен помогают развивать сенсорную интеграцию. Дети учатся различать текстуры, размеры и формы, что стимулирует работу мозга.

Связь двигательной активности и когнитивного развития

Многочисленные исследования показывают, что двигательная активность положительно влияет на когнитивные функции. У детей, активно занимающихся физической деятельностью, наблюдается:

  • Лучшее внимание и концентрация. Движение помогает ребенку быстрее переключаться между задачами и удерживать внимание.
  • Развитие памяти. Игра с элементами правил способствует запоминанию и тренировке памяти.
  • Логическое мышление. Игры, требующие планирования движений (например, прыжки по определенному маршруту), стимулируют развитие мышления.

Роль взрослых в развитии нейромоторных навыков

Родители и педагоги играют важную роль в создании условий для нейромоторного развития. Их задача – организовать игровую среду, которая будет стимулировать двигательную активность и предоставлять ребенку разнообразные возможности для исследования мира.

Советы для родителей:

  • Обеспечьте ребенка игрушками и материалами, которые способствуют движению и развитию моторики (мячи, обручи, скакалки).
  • Проводите больше времени на свежем воздухе, поощряя активные игры.
  • Поощряйте творчество – рисование, лепка, аппликация развивают тонкую моторику.

Рекомендации для педагогов:

  • Организуйте занятия с элементами физической активности, включайте в учебный процесс подвижные игры.
  • Используйте интегративный подход – соединяйте обучение и движение (например, изучение букв через шаги на ковер с алфавитом).
  • Регулярно отслеживайте прогресс детей, помогая им справляться с трудностями.

 

Заключение

Нейромоторное развитие дошкольников – это сложный, но увлекательный процесс, который формирует основу для успешного обучения и адаптации в социуме. Использование игры как основного инструмента развития позволяет сделать этот процесс естественным и эффективным. Вовлечение родителей, педагогов и создание благоприятной среды помогают ребенку расти гармонично, совершенствуя как физические, так и когнитивные навыки.

Дети, которым предоставляют возможности для двигательной активности и игр, становятся более уверенными, любознательными и способными справляться с вызовами современного мира. Нейромоторное развитие – это вклад в будущее ребенка, который начинается с простого: с игры, движения и радости открытий.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Москва: Педагогика, 1966.
  2. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Владос, 1999.
  3. Запорожец А.В. Развитие движений у детей. Москва: Просвещение, 1986.
  4. Смирнова Е.О. Игра в дошкольном детстве. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2002.
  5. Маханева М.Д. Игровая деятельность в ДОУ: теория и методика. Санкт-Петербург: Речь, 2008.
  6. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Москва: Эксмо, 2003.
  7. Ковальчук Л.С. Физическое развитие детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва: АСТ, 2017.
  9. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Москва: АПН РСФСР, 1957.
  10. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Москва: Академия, 2010.

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.