Комплексная программа проекта патриотического воспитания “Родничок”
Сысоева Жанна Алексеевна,
Христофорова Эльвира Егоровна,
Кузьмина Дарья Валерьевна,
Суханова Анастасия Валерьевна,
учителя начальных классов,
МКОУ “Саныяхтахская СОШ”,
Республика Саха (Якутия), Олекминский район, с. Саныяхтах
Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения всегда занимало значимое место в социальном заказе, что отражено в требованиях стандарта дошкольного и начального общего образования.Одной из задач ФГОС является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (включающих программы дошкольного и начального общего образования)
Целью нашего сотрудничества является развитие и совершенствование системы работы учителей начальных классов и воспитателей по преемственности гражданско- патриотического воспитания детей.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного и школьного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя формирование ответственного отношения и любви к близким людям, к детскому саду, к школе, к своей малой Родине, республике, родной стране.
Участники проекта –обучающиеся 1-4 классов: «Саныяхтахская СОШ» (Начальная школа Саныяхтах, филиалы: «Малыканская НОШ», «МархинскаяНОШ»,воспитанники подготовительной группы детского сада МДОУ «Солнышко»),классные руководители 1-4 классов, воспитатели, родители.
Актуальность нашей программы заключается в том, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории села, края, страны; отсутствует познавательный интерес; родители тоже затрудняются в знании истории родного края и не имеют возможности посещать культурные мероприятия, проходящие в селах из-за высокой занятости.Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы является реализация проекта: «Родничок».
Цель проекта:
Содействовать формированию гражданско-патриотического отношения к своей Родине, ее истории, народу, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Создание условий для воспитания уважения к истории, традициям. культуре своей семьи, малой родины, республики и Отечества в целом.
- формирование осознания «Я» как гражданина своего села, республики, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- привитие чувства глубокого уважения и почитания символов своей родной республики Саха (Якутии) и своей страны-России
- формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории, культуры, традиций своего села, района, республики и своей страны.
Сроки реализации: 2022-2023 гг.
Этапы проведения и реализации проекта:
I.Информационно-накопительный:
Сбор и анализ литературы;
- Организационно-практический:
Проведение цикла познавательных занятий;
Художественные выставки;
Экскурсии по селу;виртуальные экскурсии по району,республике,стране
Фотовыставки;
Праздники, развлечения;
Оформление стендов;
Консультации для родителей: на родительских собраниях в виде лекций.
Разучивание стихов, песени танцев родного края и своей страны.
III. Завершающий:
Итоговый праздник для детей и родителей «Моя Родина»;
Выставка продуктов детской деятельности: (рисунки,фотографий,презентации,видео)
Оценка этапов реализации проекта детьми.
- Контрольно-рефлексивный:
Подведение итогов:
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Реализация данного проекта предполагает формирование:
- начальной системы краеведческих знаний;
- устойчивого интереса к своей малой Родине,края и страны;
- уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры;
- любви и бережного отношения к родной природе.
Блок для дошкольного общего образования (Примерные направления работы)
Блок: Моя семья.Мой дом.
Содержание программного материала и реализация через занятия: откуда я, и где мои корни.
- Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.
- Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких.
Примерные направления работы
Моя семья.Мой дом.(Конкурс «Мама, папа и я-спортивная семья»)
Мой детский сад.
Блок:Моя малая Родина.
Мое село. (Рисунки)
Фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы»
Блок: Наш Олекминский район
Мой район. (Ознакомительная беседа)
Блок: Моя республика-Саха (Якутия).
Якутские игры, сказки
Блок: «Нас много, а родина одна – Россия».
Русские народные сказки.
Итоговый праздник «Моя Родина»“ к 27 апреля
Блоки направлений патриотического воспитания проекта «Родничок» для начального общего образования.
Блок: Моя малая Родина.
Блок: Наш Олекминский район
Блок:Моя республика-Саха (Якутия).
Блок:«Нас много, а родина одна – Россия».
Содержание программного материала
Блок:Моя малая Родина.
Содержание программного материалаи ее реализация через урочную и внеурочную деятельность:изучение истории своего села. названия улиц, достопримечательности, расположенные на этих улицах, изучение карты села.Введение на уроках тематических элементов блока, реализуемых задач проекта.Знакомство со знаменитыми людьми села. Изучение окружающей вокруг природы.
1.Центр разработки и реализации социально значимых проектов:акции по сбору мусора вокруг школы, вокруг села;помощь пожилым родственникам,праздничные поздравления ветеранам.
- Юные знатоки истории Малой России;(классные часы,викторины)
3.Знаменитые люди нашего села; (Беседы,встречи)
- Природа нашего края. (Экскурсии, конкурсы рисунков, ребусы, викторины)
Блок: Наш Олекминский район
Содержание программного материала через урочную и внеурочную деятельность:
– изучение истории своего района;воспитывать интерес, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.Введение на уроках тематических элементов блока, реализуемых задач проекта.
1.Олекминский район. Герб Олекминского района. Чем знаменит наш район?
2.Села и деревни нашего района.
3.Природа Олекминского района.
Блок: Моя республика-Саха (Якутия).
Содержание программного материала и ее реализация через урочную и внеурочную деятельность:
– воспитывать интерес и любовь к своей республике, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию через урочную и внеурочную деятельность.Введение на уроках тематических элементов блока, реализуемых задач проекта.
1.Якутия-родной мой край. Столица нашего региона (Классный час).
- Государственные символы Якутии (Презентация).
3.Чем знаменита Якутия?
4.Карта Якутии. Районы республики.
6.Достопримечательности ипамятники Якутии.
Блок:«Нас много, а родина одна – Россия».
Содержание программного материалаи ее реализация через урочную и внеурочную деятельность:
Создать условия для формирования представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России; воспитывать гордость своей принадлежностью России.Введение на уроках тематических элементов блока, реализуемых задач проекта.
1.Россия – наша Родина.
- Столица России.
3.Итоговый праздник для детей и родителей «Моя Родина»
4.Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ и воспитателей ДОУ
№ | Тема | Форма проведения | Дата | Ответственные | |
1 четверть | |||||
Блок: Моя малая Родина | |||||
1 | Я живув Саныяхтате.
Я живу в Малыкане. Я живу в Мархе. |
Классный час
краеведческая игра |
сентябрь | Классные руководители | |
2 | Знаменитые наши земляки | Встреча,беседа. | сентябрь | Классные руководители | |
3 | Акция «Очистим территорию от мусора» | Субботник, социальный проект | сентябрь | Классные руководители, трудовой сектор класса | |
4. | Экскурсия по селу | Экскурсия, фотографирование, проект | сентябрь | Классные руководители,
члены классных корреспондентов Детский сад |
|
Мое село. (Рисунки)
Фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы»
|
сентябрь | Детский сад | |||
5. | Воспитание патриотизма в детях через знание истории Малой Родины | Знакомство родителей с планом проекта «Родничок» на родительских собраниях | сентябрь | Классные руководители,
родители |
|
6. | Золотая осень в нашем селе. | Конкурс рисунков и поделок из природного материала | октябрь | Классные руководители,
Обучающиеся 1-4 классы Детский сад |
|
7. | День наших бабушек и дедушек. | Открытка,
поздравление своих родных |
октябрь | Классные руководители,
Обучающиеся Детский сад |
|
8. | День наших Мам. | Мероприятие, презентация «Наши мамы» | октябрь | Классные руководители,
Родители Детский сад |
|
9. | Итоговое мероприятие
«Юные знатоки истории Малой Родины» (Саныяхтах, Малыкан, Марха.) |
Исследовательские проекты
(Выступления детей со своими проектами) Дистанционный кустовой семинар(zoom) |
октябрь | Классные руководители
Саныяхтах, Малыкан, Марха.
|
|
Мое село. ( Конкурс рисунков)
|
октябрь | Детский сад | |||
2 четверть | |||||
Блок: Наш Олекминский район | |||||
1 | Наш Олекминский район. Герб Олекминского района. Чем знаменит наш район?
|
Классный час,
Презентация.
|
ноябрь | Классные руководители.
|
|
Мой район. (Ознакомительная беседа)
|
ноябрь | Детский сад | |||
2. | Села и деревни нашего района. | Стенд.
Конкурсы рисунков, Исследовательские проекты
|
ноябрь | Классные руководители, члены классных корреспондентов | |
3 | Зимняя природа Олекминского района | Презентация, беседа, классные часы, стенд фотографий | ноябрь | Классные
Руководители Детский сад |
|
4 | Итоговое мероприятие
«Путешествие по Олекминскому району»
|
Настольная игра
«Олекминский район» Презентация
|
Конец ноября-начало декабря | Классные руководители | |
Новогодний утренник
в нашей школе |
Утренник
Разучивание новогодних стихов, песен и танцев
|
декабрь | Классные руководители,
РК родительского комитета Детский сад |
||
3 четверть | |||||
Блок: Моя республика-Саха (Якутия) | |||||
1 | Якутия-родной мой край. Столица нашего региона. Государственные символы Якутии | Классный час,презентация,
рисунки. Разучивание стихов, песен о родной природе и танцев родного края, мини-проект |
январь | Классные руководители
Детский сад |
|
2. | Чем знаменита Якутия? | Классный час
Видеоматериалы |
январь | Классные руководители | |
3. | Карта Якутии. Районы республики. | Презентация,
Беседа, виртуальное путешествие |
февраль | Классные руководители | |
4 | Достопримечательности и памятники Якутии. | Виртуальное путешествие | февраль | Классные руководители | |
5 | День родного языка и письменности. | Мероприятия | 13 февраля | Классные руководители | |
6. | День Защитников Отечества.
Конкурс-игра «Будущие защитники Отечества»(с папами) |
Классный час
Конкурс |
февраль | Классные руководители
Родители |
|
7. | Международный женский день.
Конкурс «Мисс начальной школы» |
Классный час
Онлайн-Конкурс
|
март | Классные руководители
|
|
8. | Воспитание в детях уважения к культуре,традициям, обычаям народа своей родной республики. | Родительский лекторий | март | Классные руководители,
родители
|
|
9. | Предметная Неделя МО начальных классов
(с внесением тематических элементов блока) |
Обмен опытом (через zoom) между школами
Открытые уроки Видео фрагмента уроков, мероприятий |
март | Учителя всех школ | |
Якутские игры, сказки
|
март | Детский сад | |||
4 четверть | |||||
Блок: «Нас много, а родина одна – Россия». | |||||
1 | Россия – наша Родина. Государственные символы России | Классный час
рисунки |
апрель | Классные руководители | |
Русские народные сказки. | апрель | Детский сад | |||
2 | Столица России. | Виртуальное путешествие по столице | апрель | Классные руководители | |
3 | Итоговый праздник «Моя Родина»“ к 27 апреля | Мероприятие
Разучивание стихов, песен о родной природе и танцев родного края, России |
апрель | Классные руководители,
Родители Детский сад |
|
4 | След войны в биографии моей семьи. | Исследовательский проект, участие в параде Победы,
возложение цветов на памятник воинам |
май | Классные руководители,
родители |
|
5 | Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
|
Беседа
Анкетирование Оценка своей деятельности |
май | Классные руководители | |
Аналитический семинар по завершению проекта «Родничок» | Через
zoom |
май | Учителя НШ,
Воспитатели ДО |
||
Планируемые результаты освоения обучающимися и воспитанниками программы проекта «Родничок»
Для педагогов:
Развитие и совершенствование системы работы учителей начального уровня обучения и воспитателей по преемственности гражданско- патриотического воспитания детей.
Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи, детского сада и школы.
Для обучающихся и воспитанников:
Обучающиеся и воспитанникинаучатся:
- узнавать государственную символику своего региона и Российской Федерации;
- находить на карте, свой район, свой регион и его главный город, Российскую Федерацию.
- Проявлять устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
- уважительно и бережно относиться к памятникам архитектуры и культуры;
- проявлять любовь и бережное отношение к родной природе;
Для родителей:
- Повышение интереса к изучению истории своей семьи, села, района, республики и страны.
- Осуществление гармонизации семейных отношений и гармонизации в сфере взаимоотношений и взаимодействия «Детский сад – семья», «Школа – семья».