Экологический мониторинг на местности

Автор материала

Рожина Людмила Васильевна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Эльгетская средняя общеобразовательная школа имени А. Р. Слепцова»
Республика Саха (Якутия), Верхоянский улус, с. Хайысардах

Цель:  углубление знаний о природе и формирование ответственного отношения к ней; воспитание экологической культуры учащихся, включающей признание ценности природы, убеждение в необходимости сбережения природных ресурсов для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу окружающей среды и понимание неразрывной связи природы и общества.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:   

  • расширение экологических представлений школьников;
  • углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование;
  • ряда основополагающих экологических понятий; обеспечение широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды;

При создании благоприятных условий для экологического воспитания у детей — сформируются знания о растениях, животных и их детенышей;

дети научатся вести наблюдение за объектами живой и неживой природы;

дети научатся проводить простейшие опыты, эксперименты, исследование объектов природы;

дети научатся проявлять бережное отношение к природе.

Экологический мониторинг  на местности Тумул был создан уже более 20 лет. Эта территория Эльгесского наслега, находящаяся рядом с селом.  Участники мониторинга- обучающиеся начальных классов 1-4 кл. На тропу посещает и стар , и млад. Любимое место для отдыха с семьей, для детей. Через эту тропу туристы направляются  на Кисиляхские горы. С каждым годом возрастает нагрузка на тропу. Поэтому есть необходимость в постоянном наблюдении за состоянием тропы и растительного покрова.

27 мая МБОУ «Эльгетская СОШ имени А.Р.Слепцова» проведены экологические тропы. Начальные классы провели экологическую тропу в местности Тумул по  5 маршрутам:

 1 маршрут- Беседа «Что такое экология, экологическая тропа?».

Что такое экологическая тропа, её значимость для экологического мониторинга  Провела беседу учитель начальных классов Слепцова Тамара Степановна. Дети с интересом слушали беседу, задавали вопросы.

2 маршрут- Акция «Подснежник, растение занесенное в Красную Книгу». Сформируются  знания о подснежнике, дети научатся вести наблюдение за объектами живой и неживой природы. Растения, находящиеся под угрозой исчезновения, нуждаются в охране, дети научатся проявлять бережное отношение к природе. Учитель Рожина Л.В. провела акцию. Дети нашли место, где растут эти растения, наблюдают за растением обитания. Ни один обучающийся не сорвал цветы. Главная цель акции: Любить, бережно относиться к природе.

 

3 маршрут- защита плакатов  «Лес- наше богатсво».

Цель: привлечение внимания учащихся к проблемам сохранения лесов и предотвращения пожаров.

 Ответственные учителя: Находкина А.В., Рожина Л.В., Слепцова У.Н., Слепцова Т.С. Приняли  участие 7 детей. Защита плакатов проводится каждый год. Эти плакаты вывешиваются в лесу, как необходимый инструмент для привлечения внимания к важным экологическим проблемам. Плакаты детей напоминают о необходимости сохранения лесов и призывает к более экологически ответственному образу жизни. Из года в год обновляются плакаты.

4 маршрут- Экологическая викторина «Природа и мы». Цель: Обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи: Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края. Упражнять в умении различать деревья нашего края на слух по описанию. Узнавать и называть птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их изображению. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

«Мир животных» (по 5 вопросов каждой команде)


1.У кого ухо на ноге?( У кузнечика)
2.Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег головой? ( Тетерев, Рябчик)
3.Что происходит с пчелой после того, как она ужалит свою жертву? (Гибнет)
4.У кого самое плохое зрение? ( У крота)
5. Что страшней для птиц: зимний холод или голод? ( Голод)
«Мир растений» (по 5 вопросов каждой команде»)
1.Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения? ( Лиственница)
2.В каком лесу более влажная почва – там, где больше брусники или черники? (Черника более влаголюбивая, чем брусника)
3.Что можно использовать в лесу для заварки чая ?(Листья земляники, малины..)
5.Почему лесные дороги после дождя дольше по сравнению с полевыми не просыхают? (В лесу нет ветра, а без ветра процесс испарения замедляется).

Все активно приняли участие в викторине. Самые любознательные: (перечисляем активных)

5 маршрут— «Субботник «Уборка экологической тропы Тумул». Это практическое занятие. Детям нравится этот маршрут. Из года в год территория становится чище, что радует всех. В этом году расширили территорию уборки, поставили скамейку для отдыхающих  в местности «Тумул».

03.11.2025

Стручкова Зинаида Лаврентьевна

31.10.2025

Стручкова Зинаида Лаврентьевна

Текущие мероприятия