Дорогой поиска
Иванова Лена Васильевна,
учитель начальных классов,
МБОУ “Эльгяйская СОШ имени П. Х. Староватова”,
Республика Саха (Якутия), Сунтарский улус, с. Эльгяй
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. А исследовательская работа и приводит к творческим задумкам-проектам. В каждую работу вложена изюминка, частичка своего «я» -ведь это интерес, вовлечение, участие, результат на лицо, захватывающее дело. В этом отношении примечателен каждый выбранный проект.
Увлечение детей в проектно-исследовательскую деятельность зависит от мастерства, задумки учителя, от форм организации, планирования, мониторинга и оценки эффективности работы. Во-первых, нужно учить ребенка умению слушать, задавать вопросы, т.е. формировать и развивать культуру общения. Во-вторых, формирование монологической речи. Из-за неумения полно, развернуто излагать свои мысли многие якутские дети немало страдают в жизни. Нужно научить преодолеть языковой барьер, преодолеть стеснительность, боязнь выступать перед аудиторией, боязнь ошибок и неудач. В- третьих, мало дать информацию, надо помочь выработать навыки учебного труда.
В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы. На урочных занятиях они могут быть следующими:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок- отчёт, урок творчества, урок «Удивительное рядом», урок—защита исследовательских проектов, урок открытых мыслей;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе учебное исследование индивидуального или группового характера, кратковременного или длительного по времени. Очень интересны и эффективны были мини-экопроекты: проект бережливых «Капелька», проект «зеленых друзей» по выращиванию комнатных цветов, фестиваль мультфильмозвезд по составлению галереи портретов животных, «Животные в истории моей семьи» и.т.д.
Капелька.
Это проект бережливых. Суть его – в выявлении утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой пресной воды. I часть предполагает поиск ответа на вопрос «Где мы теряем воду?
Становятся счетчиками использованной воды для самих себя. Придумывают, как сократить объем употребления воды. Для этого советуются с опытными хозяйками.
В итоге Капелька – главный герой – благодарит ребят за полезные советы и всю проделанную работу.
Хочется немножко остановиться на некоторых формах организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях:
1.Исследовательская практика обучающихся. Это полевая практика, проводимая в нашей школе два раза в году, введенная по программе 1-6 «Ноосферно-экологическое воспитание и образование» под руководством Клима Васильевича Павлова и Луки Григорьевича Никифорова, основной целью которой является воспитание нового экологического сознания на основе изучения природы родного края. Это своеобразные «уроки живого общения с природой». Тематическое планирование полевой практики выглядит вот так (2, с.5):
Класс | Тема | Кол-во
часов |
Сроки |
1 класс |
1.Исторические и памятные места села | 2 | Осень |
2.Осенние изменения в природе | 3 | ||
1.Живая и неживая природа | 2 |
Весна |
|
2.Солнце-источник света и тепла | 1 | ||
3.Воздух вокруг нас | 2 | ||
2 класс |
1.Водоемы нашего села. Река Вилюй | 1 |
Осень |
2.Строение растений | 1 | ||
3.Насекомые осенью | 1 | ||
4.Птицы нашей местности | 1 | ||
5.Жизнь животных | 1 | ||
1.Лекарственные растения | 2 | Весна | |
2.Растения луга | 2 | ||
3.Труд людей | 1 | ||
3 класс |
1.Лес-природное сообщество | 1 |
Осень |
2.Природа как среда обитания | 1 | ||
3.Разноообразие растений в природе | 2 | ||
4.Разнообразие животного мира | 1 | ||
1.Охрана природы | |||
2.Весна в жизни насекомых |
Весна |
||
3.Растения весной | |||
4.Весенние голоса | |||
4 класс |
1.Горизонт | ||
2.Компас.Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам |
Осень |
||
3.Ориентирование на местности | |||
4.Изменения в природе осенью | |||
1.Полезные ископаемые |
Весна |
||
2.Труд людей | |||
3.Разнообразие живых организмов | |||
4.Охрана водоемов |
Как проводятся занятия? Возьмем материал одного занятия (2, с.40).
Тема: Охрана водоемов. Река Вилюй.
Цели: познакомиться с географическим расположением, видами рыб, обитающих в реке; уточнить значение воды для человека; выявить источники загрязнения природы; определить способы защиты реки;
– Давайте сегодня подумаем над тем, что каждый из нас может сделать, чтобы в реке Вилюй была такая чистая вода, как в моем стакане.
– Ученик нашего класса в рамках исследовательского проекта проводил эксперимент. Сейчас он расскажет о нем. Слушайте внимательно.
Ученик: – Я взял стакан с чистой водой и стакан, в который налил моющие средства, их обычно человек использует в быту. Поставил в них часть растения с листьями и стал наблюдать. Как вы думаете, что я увидел? Да, растение в грязной воде погибло. А ведь мы постоянно сливаем сточные воды с различными химическими веществами.
– Ребята, как влияют эти стоки на растения? Как вы думаете, влияет ли на человека грязная вода? Почему?
Работа по группам.
– Сейчас разделимся на группы (группы придумывают свои названия, в каждой группе выбирают командира, который всех организует).
1 группа- «Историки».
-Что означает слова «река» и «Вилюй».
2 группа- «Географы».
-Длина реки, исток, притоки, города и села на Вилюе. Где берет начало? Куда впадает?
3 группа- «Знатоки».
-Животный мир Вилюя. Какие рыбы обитают?
4 группа- «Экологи».
-Основные источники загрязнения воды. Какие предприятия расположены на берегу Вилюя?
5 группа- «Защитники природы».
-Что нужно делать, чтобы сохранить воду чистой?
Отчеты-выступления групп. Итог.
Благодаря полевой практике появились интересные доклады, с которыми учащиеся выступали в НПК «Первые шаги», «Природа и мы», «Я-исследователь», «Шаг в будущее»: Петров И. «Сунтаарым– киэн туттуум», «Мы подвигом гордимся вашим, земляки!», проект «Экотропа по родному краю» , « Лубянский Г. «Андаатар суолтата», Миронова В.«Снежинка-волшебство природы», «Краски своими руками», Иванов В. «Мэцэ ейдебунньук», Семенов К. «Полезные ископаемые родного Сунтарского улуса», Иванова В. Творчески-исследовательский проект « Память, застывшая в камне» о памятниках родного села. Конечным продуктом проектных работ у Петрова И. была настольная игра, у Ивановой В. И настольная игра, и лото-игра, у Мироновой В.-моделирование снежинок, выставка рисунков.
2.Походы, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.
3.ВУД по ФГОС- кружки, например, «Тайны природы», «Познавай-ка», «Я-исследователь» и.т.д. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников кружка «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность;
- способствует формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Дети должны учиться любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия, учиться сопереживать её бедам через восприятие отрицательной человеческой деятельности, и, наконец, учиться грамотно защищать её и бороться за её сохранение через практическую общественную деятельность.
Без этих «трех китов» экологического воспитания не будет и не будет экологически грамотных, экологически честных взрослых. Что мы сегодня, к сожалению, и наблюдаем!
4.Ученическое научно-исследовательское общество.
5.Точка роста. С этим связаны наши надежды на развитие проектно- исследовательской работы по робототехнике, техническому моделированию. Команда моего класса дважды участвовала и стала победителем республиканских соревнований «РобоКвест-2020».
6.Работа с одаренными. Участие в конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Каждое занятие или выступление должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Работа с одаренными на примере одного ученика (2015-2020)
учебный год | Наименование мероприятия | Уровень | Результат | |
2015-16 | Петров Игорь | XI НПК «Первые шаги» | улусн | I место |
II конкурс чтецов на англ. языке | респ | лауреат 3 степ. | ||
«Я-исследователь» | респ | Победитель 1 степ. | ||
2016-2017 | «Лучший ученик начальной школы» | улусн | Дипл 1 степени, приз зрит. симпатий | |
II НПК «Самсоновские чтения» | межрег | Диплом 1 степ. | ||
2017-2018 | Конкурс сочинений в рамках III НПК «Самсоновские чтения» | межрег | 2 место | |
Заочный тур V НИК «Открой себе ученого» | росс | лауреат | ||
Научно-исследовательская конференция в Санкт-Петербурге «Открой себе ученого» | росс | лауреат 3 степени | ||
Yakutia International Scence Games-2018 | междун | Лауреат 3 степ | ||
НПК для юношей «Старт в науку» | рег | 1 место | ||
2019-2020
|
«Полярная звезда-2020» -ном. «Литература» | зон | Лауреат 2 степени | |
НПК «Уол о5о-норуот кэскилэ» | улусн | Дипломант 2 степ | ||
НПК «Мы помним. Мы гордимся» | школьн | I место | ||
НПК «VII Андреевские чтения» | улусн | I место |
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Каких же результатов достигли мои ученики в итоге проделанной проектно-исследовательской деятельности? Есть среди них грантовики. Грант Главы А.А.Друзьянова по итогам НПК «Элгээйи кэскилэ-ХХI уйэ5э» вручены Егоровой А. (2007г) и Семеновой Т.(2008г). Есть среди них победители и призеры школьных, кустовых, улусных, республиканских НПК и гордость нашей школы-лауреат 3 степени НИК в Санкт-Петербурге «Открой себе ученого», Yakutia International Scence Games-2018 международного уровня Игорь Петров.
К какому мнению пришла в ходе данной работы? Ребенок учится работать самостоятельно, стремится к самопознанию, высказывает свое мнение, анализирует, старается доказать, приобретает навыки умения работать с литературой, выступает много раз, то преодолевает страх перед аудиторией, создается атмосфера сотрудничества, оценивает результаты, выявляет ошибки, устанавливает причины и пути их устранения.
В целях дальнейшего улучшения исследовательской и проектной деятельности в целом по школе целесообразно выработать стандарты и критерии измерения эффективности работы, официально решить вопрос о создании научно-исследовательской лаборатории, охват и наших некоторых учеников в образовательные экспедиции, неплохо бы регулярно проводить курсы повышения для руководителей научно-исследовательской работы. Очень точно отмечает автор статьи «Механизм внедрения программы эксперимента» Л.В.Замарзина «Сегодня мы вышли на тот виток, когда уже недостаточно на высоком уровне овладеть теорией и методикой преподавания предмета, когда для успешности обучения педагогу необходимо подключить творческие резервы личности».
Ученик будет работать творчески, если творчески будет работать сам учитель.