Дорогой поиска

Иванова Лена Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ "Эльгяйская СОШ имени П. Х. Староватова", Республика Саха (Якутия), Сунтарский улус, с. Эльгяй

Дорогой поиска

 

Иванова Лена Васильевна,
учитель начальных классов,
МБОУ “Эльгяйская СОШ имени П. Х. Староватова”,
Республика Саха (Якутия), Сунтарский улус, с. Эльгяй

 

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.                Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. А    исследовательская работа и приводит к творческим задумкам-проектам. В каждую работу вложена изюминка, частичка своего «я» -ведь это интерес, вовлечение, участие, результат на лицо, захватывающее дело. В этом отношении примечателен каждый выбранный проект.

Увлечение детей в проектно-исследовательскую деятельность зависит от мастерства, задумки учителя, от форм организации, планирования, мониторинга и оценки эффективности работы. Во-первых, нужно учить ребенка умению слушать, задавать вопросы, т.е. формировать и развивать культуру общения. Во-вторых, формирование монологической речи. Из-за неумения полно, развернуто излагать свои мысли многие якутские дети немало страдают в жизни. Нужно научить преодолеть языковой барьер, преодолеть стеснительность, боязнь выступать перед аудиторией, боязнь ошибок и неудач. В- третьих, мало дать информацию, надо помочь выработать навыки учебного труда.

В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы. На урочных занятиях они могут быть следующими:

  • урок-исследование, урок-лаборатория, урок- отчёт, урок творчества, урок «Удивительное рядом», урок—защита исследовательских проектов, урок открытых мыслей;
  • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
  • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе учебное исследование индивидуального или группового характера, кратковременного или длительного по времени. Очень интересны и эффективны были мини-экопроекты: проект бережливых «Капелька», проект «зеленых друзей» по выращиванию комнатных цветов, фестиваль мультфильмозвезд по составлению галереи портретов животных, «Животные в истории моей семьи» и.т.д.

Капелька.

Это проект бережливых. Суть его – в выявлении утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой пресной воды. I часть предполагает поиск ответа на вопрос «Где мы теряем воду?

Становятся счетчиками использованной воды для самих себя. Придумывают, как сократить объем употребления воды. Для этого советуются с опытными хозяйками.

В итоге Капелька – главный герой – благодарит ребят за полезные советы и всю проделанную работу.

Хочется немножко остановиться на некоторых формах организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях:

1.Исследовательская практика обучающихся. Это полевая практика, проводимая в нашей школе два раза в году, введенная по программе 1-6 «Ноосферно-экологическое воспитание и образование» под руководством Клима Васильевича Павлова и Луки Григорьевича Никифорова, основной целью которой является воспитание нового экологического сознания на основе изучения природы родного края. Это своеобразные «уроки живого общения с природой».  Тематическое планирование полевой практики выглядит вот так (2, с.5):

Класс Тема Кол-во

часов

Сроки
 

 

1 класс

 1.Исторические и памятные места села 2 Осень
2.Осенние изменения в природе 3
1.Живая и неживая природа 2  

Весна

2.Солнце-источник света  и тепла 1
3.Воздух вокруг нас 2
 

 

 

 

2 класс

1.Водоемы нашего села. Река Вилюй 1  

 

Осень

2.Строение растений 1
3.Насекомые осенью 1
4.Птицы нашей местности 1
5.Жизнь животных 1
1.Лекарственные растения 2 Весна
2.Растения луга 2
  3.Труд людей 1  
 

 

 

3 класс

1.Лес-природное сообщество 1  

 

Осень

2.Природа как среда обитания 1
3.Разноообразие растений в природе 2
4.Разнообразие животного мира 1
1.Охрана природы    
2.Весна в жизни насекомых    

Весна

3.Растения весной  
4.Весенние голоса  
 

 

 

 

4 класс

1.Горизонт    
2.Компас.Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам    

 

Осень

3.Ориентирование на местности  
4.Изменения в природе осенью  
1.Полезные ископаемые    

 

Весна

2.Труд людей  
3.Разнообразие живых организмов  
4.Охрана водоемов  

 

Как проводятся занятия? Возьмем материал одного занятия (2, с.40).

Тема: Охрана водоемов. Река Вилюй.

Цели: познакомиться с географическим расположением, видами рыб, обитающих в реке; уточнить значение воды для человека; выявить источники загрязнения природы; определить способы защиты реки;

– Давайте сегодня подумаем над тем, что каждый из нас может сделать, чтобы  в реке Вилюй была такая чистая вода, как в моем стакане.

– Ученик нашего класса в рамках исследовательского проекта проводил эксперимент. Сейчас он расскажет о нем. Слушайте внимательно.

Ученик: – Я взял стакан с чистой водой и стакан, в который налил моющие средства, их обычно человек использует в быту. Поставил в них часть растения с листьями и стал наблюдать. Как вы думаете, что я увидел? Да, растение в грязной воде погибло. А ведь мы постоянно сливаем сточные воды с различными химическими веществами.

– Ребята, как влияют эти стоки на растения? Как вы думаете, влияет ли на человека грязная вода? Почему?

Работа по группам.

– Сейчас разделимся на группы (группы придумывают свои названия, в каждой группе выбирают командира, который всех организует).

1 группа- «Историки».

-Что означает слова «река» и «Вилюй».

2 группа- «Географы».

-Длина реки, исток, притоки, города и села на Вилюе. Где берет начало? Куда впадает?

3 группа- «Знатоки».

-Животный мир Вилюя. Какие рыбы обитают?

4 группа- «Экологи».

-Основные источники загрязнения воды. Какие предприятия расположены на берегу Вилюя?

5 группа- «Защитники природы».

-Что нужно делать, чтобы сохранить воду чистой?

Отчеты-выступления групп. Итог.

Благодаря полевой практике появились интересные доклады, с которыми учащиеся выступали в НПК «Первые шаги», «Природа и мы», «Я-исследователь», «Шаг в будущее»: Петров И. «Сунтаарым– киэн туттуум», «Мы подвигом гордимся вашим, земляки!», проект «Экотропа по родному краю» , « Лубянский Г. «Андаатар суолтата», Миронова В.«Снежинка-волшебство природы», «Краски своими руками», Иванов В. «Мэцэ ейдебунньук», Семенов К. «Полезные ископаемые родного Сунтарского улуса», Иванова В. Творчески-исследовательский проект « Память, застывшая в камне» о памятниках родного села. Конечным продуктом проектных работ у Петрова И. была настольная игра, у Ивановой В. И настольная игра, и лото-игра, у Мироновой В.-моделирование снежинок, выставка рисунков.

2.Походы, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.

3.ВУД по ФГОС- кружки, например, «Тайны природы», «Познавай-ка», «Я-исследователь» и.т.д. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников   кружка «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность;
  • способствует формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Дети должны учиться любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия, учиться сопереживать её бедам через восприятие отрицательной человеческой деятельности, и, наконец, учиться грамотно защищать её и бороться за её сохранение через практическую общественную деятельность.

Без этих «трех китов» экологического воспитания не будет и не будет экологически грамотных, экологически честных взрослых. Что мы сегодня, к сожалению, и наблюдаем!

4.Ученическое научно-исследовательское общество.

5.Точка роста. С этим связаны наши надежды на развитие проектно- исследовательской работы по робототехнике, техническому моделированию.   Команда моего класса дважды участвовала и стала победителем республиканских соревнований «РобоКвест-2020».

6.Работа с одаренными. Участие в конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Каждое занятие или выступление должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Работа с одаренными на примере одного ученика (2015-2020)

учебный год   Наименование  мероприятия Уровень Результат
2015-16 Петров Игорь XI НПК «Первые шаги» улусн I  место
    II конкурс чтецов на англ. языке респ лауреат 3 степ.
    «Я-исследователь» респ Победитель 1 степ.
2016-2017   «Лучший ученик начальной школы» улусн Дипл 1 степени, приз зрит. симпатий
    II НПК «Самсоновские чтения» межрег Диплом 1 степ.
2017-2018   Конкурс сочинений в рамках III  НПК «Самсоновские чтения» межрег 2 место
    Заочный тур V НИК «Открой себе ученого» росс лауреат
    Научно-исследовательская конференция в Санкт-Петербурге «Открой себе ученого» росс лауреат 3 степени
      Yakutia International Scence Games-2018 междун Лауреат 3 степ
    НПК для юношей «Старт в науку» рег 1 место
2019-2020

 

  «Полярная звезда-2020» -ном. «Литература»  зон  Лауреат 2 степени
    НПК «Уол о5о-норуот кэскилэ» улусн Дипломант 2 степ
    НПК «Мы помним. Мы гордимся» школьн I место
    НПК «VII Андреевские чтения» улусн I место

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Каких же результатов достигли мои ученики в итоге проделанной проектно-исследовательской деятельности? Есть среди них грантовики. Грант Главы А.А.Друзьянова по итогам НПК «Элгээйи  кэскилэ-ХХI уйэ5э»  вручены  Егоровой А. (2007г) и Семеновой Т.(2008г). Есть среди них победители и призеры школьных, кустовых, улусных, республиканских НПК и гордость нашей школы-лауреат 3 степени НИК в Санкт-Петербурге «Открой себе ученого», Yakutia International Scence Games-2018 международного уровня Игорь Петров.

К какому мнению пришла в ходе данной работы? Ребенок учится работать самостоятельно, стремится к самопознанию, высказывает свое мнение, анализирует, старается доказать, приобретает навыки умения работать с литературой, выступает много раз, то преодолевает страх перед аудиторией, создается атмосфера сотрудничества, оценивает результаты, выявляет ошибки, устанавливает причины и пути их устранения.

В целях дальнейшего улучшения исследовательской и проектной деятельности в целом по школе целесообразно выработать стандарты и критерии измерения эффективности работы, официально решить вопрос о создании научно-исследовательской лаборатории, охват и наших некоторых учеников в образовательные экспедиции, неплохо бы регулярно проводить курсы повышения для руководителей научно-исследовательской работы. Очень точно отмечает автор статьи «Механизм внедрения программы эксперимента» Л.В.Замарзина «Сегодня мы вышли на тот виток, когда уже недостаточно на высоком уровне овладеть теорией и методикой преподавания предмета, когда для успешности обучения педагогу необходимо подключить творческие резервы личности».

Ученик будет работать творчески, если творчески будет работать сам учитель.

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.