Доклад на тему: «Единство музыки и танца в балете «Полевой цветок» М.Н. Жиркова»
Павлова Сардана Павловна,
преподаватель хореографии,
Чочунский филиал ВДШИ имени М.Н. Жиркова,
Республика Саха (Якутия), Вилюйский улус, с. Сыдыбыл
Впервые на сцене музыкально-драматического театра им. П.П. Ойунского 9 июня 1947 года состоялась премьера первого национального балета «Полевой цветок» на музыку М.Жиркова и Г.Литинского по мотивам сказки Элляя «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами», по либретто Суоруна Омоллона.
Во время премьеры зрители с замиранием сердца слушали звуки чарующей чарующей и завораживающей музыки Марка Жиркова, вобравшей в себе очарование народных мотивов и великолепие классической музыки. Сказка-балет уносит их в удивительный мир грации, отточенных изящных движений, полета души. И музыка, и исполнители, и даже сами зрители будто парят в воздухе, оставляя все земное, окунаясь в небесное волшебство танца…
На сцену, словно невесомая пушинка, словно нереальное, неземное видение то ли выплывает, то ли влетает необыкновенная девушка – нежный «Полевой Цветок». Она кружится, взлетает, то радуется, то грустит, красивый взмах ее руки будто распахивает двери иного загадочного магического мира. Это танцевала первая якутская балерина Аксения Посельская.
Удивительная судьба этой балерины полна трагизма, хотя она купалась в любви зрителей и славе, ее уважали как зачинательницу нового направления в искусстве Якутии, стоявшей у истоков рождения якутского балета.
Об Аксении Посельской написаны книги, много воспоминаний, статей. Они все отражают блеск ее славы, заслуг и достижений и чуть-чуть дают ей характеристику как целеустремленному и многогранному человеку. А какой же она была не как великолепный педагог и организатор, не как талантливая и успешная балерина? Кого любила? От чего страдала?
Для кого-то она была требовательным педагогом. Кто-то вспоминает ее жившей лишь своей работой, без остатка преданной своему делу и искусству. Кто-то помнит ее хрупкой, почти беззащитной девочкой, попавшей под страшное, со скрежетом ломающее человеческую душу, колесо репрессий. В своем романе-эссе «Жизнь и судьба моя» народный писатель Якутии Василий Далан посвятил Аксении Посельской одну небольшую главу. Глава называется «Лучик света и нежности». У Далана тоже была сложная судьба, он и сам познал все тяготы ложных обвинений и годы заключения.
«… Я увидел ее через выскобленную в тщательно нанесенном на оконное стекло толстом слое известки щелочку. – Балерина! Балерина идет!- зашумели в камере. «Откуда же взяться здесь балерине?» – удивляясь про себя, протолкался к окну и успел увидеть сзади черноволосую, очень стройную, изящную женщину. «Кажется, якутка. Кто бы это мог быть?» Профессия балерины даже сейчас не очень распространена среди якутов, а тогда это была вообще немыслимая редкость.
Первая якутская и очень талантливая балерина К.В.Посельская была родом из Чурапчи. Училась искусству танца в Москве. К бедной, неимущей, порой голодающей, но красивой и милой девчонке стало проявлять благосклонность начальство, приезжающее из Якутска. В итоге она осталась матерью-одиночкой. После учебы только начала работать – новое несчастье.
В 1940-1944 годах Аксения Посельская обучалась и работала в отделении танца в Якутском музыкально-вокальном коллективе при Якутском драматическом театре. Ее первые танцевальные шаги начались с участия в музыкальных драмах «Нюргун Боотур» и «Сайсары». С 1941 года Аксения Посельская стала систематически заниматься классическим танцем и характерными уроками под руководством опытного педагога-балетмейстера И.А.Каренина. Она обучалась у О.Г.Зиминой, С.В.Владимирова.
В 1944 году одаренную от природы Аксению Посельскую отправили на двухгодичные курсы в Московское хореографическое училище, она обучалась под руководством народного артиста СССР Н.И.Тарасова и балетмейстра Н.Т.Обидковой. Аксения Посельская стала солисткой балета музыкального театра-студии, музыкально-драматического театра им. П.А.Ойунского. А Сюльский в 1946 году был назначен министром просвещения Якутской АССР.
В 1957 году Аксения Посельская снова вернулась на сцену, работала артисткой балета. Многие тогда говорили, что как-то сник прекрасный «Полевой цветок», в ее лучистых бездонных глазах навсегда поселилась тихая печаль. В каждом ее танце выражалась тайная боль души. Но она пересилила себя, сквозь ненависть к той реальности, которая лишила ее любимого человека, и извратила их чистые, светлые отношения, шла к своей цели – становлению якутского танцевального искусства. Быть может, она стала чуть жестче и требовательнее к себе, к своей работе, к воспитанникам. Возможно, в сердце нежной и по-детски беззащитной балерины остались лишь любовь к дочери и трепетное отношение к искусству, которые дарили ей счастье. Посельская окунается с головой в творческую деятельность.
В 1960-1964 годах Аксения Посельская организует балетную студию при музыкально-драматическом театре и становится педагогом-репетитором балетной труппы. В эти годы она увлекается постановочной деятельностью.
В 1959-1961 годах снова стажировалась в Москве, но уже как педагог балетного искусства. Аксенией Посельской были поставлены уникальные, своеобразные танцы, носящие в себе магию древних ритуальных движений: в опере «Ньургун Боотур» М.Жиркова и Г.Литинского, музыкальной сказке «Долина стерхов» Г.Григоряна, оперетте «Цветок севера» Г.Григоряна, драматических спектаклях «Красный шаман» и «Лоокуут и Нюргусун». Как отмечали специалисты, ее танцы отличались особой хореографией, лиричностью и слаженностью. Аксения Васильевна поставила знаменитый мистический «Танец узоров» по С.А.Звереву-Кыыл Уола. В этом танце ожили позабытые, запрятанные в глубине веков, тайные движения, почти ритуальные действия. Она открыла новый путь развития якутского танца.
Как истинный служитель искусства, посвятившая всю себя красоте и волшебству танца, Аксения Васильевна считала своим долгом помогать развитию самодеятельных коллективов и оказывала помощь сельским клубам. Выезжала в Чурапчу, Усть-Алдан, Верхневилюйск и другие районы, собирала талантливую молодежь, ставила танцы, увлекая их в мир прекрасного. Все, чего касалась, балерина доводила до высокого уровня. Танцевальные коллективы, с которыми работала Посельская, стали известными, занимали призовые места в различных конкурсах, удостоены наград, заслужили любовь и признание зрителей.
В 1966 году по инициативе А.В.Посельской, с ее легкой руки открылось хореографическое отделение в Якутском республиканском культурно-просветительном училище. Возглавила это отделение сама Аксения Васильевна, которая имела богатый опыт работы в театре. Весь учебный процесс строился на собственном опыте балерины, на ее творческой инициативе. Педагогический талант Аксении Васильевны Посельской за 20 лет работы поднял хореографическое отделение Культпросветучилища на высокую ступень. Шаг за шагом совершенствовалась учебная программа. Кроме режиссуры танца Аксения Васильевна настояла на введении предмета «Актерское мастерство», перевода учебного процесса к бригадной системе обучения. Квалификационная комиссия из Улан-Удэ выделила особую методику А.В.Посельской, ее подход к выбору репертуара, особенно – комплексный подход к изучению нескольких предметов в одном.
До конца своей жизни Аксения Посельская преподавала классический танец и композицию в своем родном хореографическом отделении. Аксения Васильевна ушла из жизни в 1982 году, оставив яркий след в истории якутского искусства и балета. Имя первой балерины присвоено Якутскому хореографическому училищу, детской музыкальной школе села Диринг Чурапчинского улуса.
Особенный якутский классический танец и сейчас завораживает зрителей, открывая таинственный мир северного танца, в котором вплетены и классика, и исконные традиции.
Когда на сцене исполняют танец, возможно, за кулисами незримо присутствует Та, которая когда-то вызывала восторг поклонников легкостью точеной фигурки, порхающей по сцене, словно мотылек, нежностью и чистотой души, незабываемым взмахом и движениями белоснежных тонких рук, которые рисовали в воздухе магические знаки и узоры, открывающие загадочный вход в потайной дивный мир танца, заставляющего душу подняться ввысь, к неведомым высотам, где обитают божества и чистейшие существа…
Список использованной литературы:
- Алексеев Н. Саха уекуулэрин хомуурунньуга.- Эдэр коммунист. – 1956. – 200 с.
- Ларионова А.С. Фольклор и якутская музыка (на примере композиторской и научной деятельности М.Н. Жиркова) / А.С. Ларионова // Наука. – № 4. – 2017. – 20-21.