Детство, опаленное войной

Осипова Людмила Андреевна, Федосеева Раиса Степановна, руководитель музея, учитель якутского языка и литературы; учитель русского языка и литературы, МБОУ "Диринская средняя агрошкола имени И. Е. Федосеева-Доосо", Республика Саха (Якутия), Чурапчинский улус, с. Диринг

Детство, опаленное войной

 

Осипова Людмила Андреевна, Федосеева Раиса Степановна,
руководитель музея, учитель якутского языка и литературы, учитель русского языка и литературы,
МБОУ “Диринская средняя агрошкола имени И. Е. Федосеева-Доосо”,
Республика Саха (Якутия), Чурапчинский улус, с. Диринг

 

Ключевые слова: музееведение, Диринский детский дом, виртуальный музей, дети войны, сироты.
Аннотация: Музей, как хранилище культурного наследия человечества, обладает огромными потенциальными возможностями в деле патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, подростков. Целью данной работы является – создание цифрового ресурса «Музей-памятник: Жизнь детдомовцев в годы войны». Виртуальный музей представляет собой совокупность тематических страниц, систематизированный материал по 5 разделам: 1 раздел посвящен истории Диринского детского дома. 2 раздел посвящен Георгию Прокопьевичу Башарину. 3 раздел-учебно-воспитательская деятельность. В 4 разделе собрана информация о воспитанниках. В 5 разделе представлены экспонаты.
Музей, как хранилище культурного наследия человечества, обладает огромными потенциальными возможностями в деле патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и подростков.
К 100-летнему юбилею школы было восстановлено здание Диринского детского дома, где проживали дети – сироты войны с 1942 по 1972 годы.
Война принесла много горя и слез, в первую очередь женщинам, старикам и детям. В Чурапчинском районе началась еще и засуха, 41 колхоз отправили рыбачить в северные районы: Кобяйский, Булунский, Жиганский.
В годы войны в стране по решению Совнаркома СССР от 25 января 1942 года был издан Указ «Об обеспечении местожительством детей – сирот». Этот указ стал единственной надеждой на выживание .
В 1942 году открылся детский дом в в селе Хаяхсыт, В конце весенних посевных работ 1943 года на санях из 8 быков перевезли детей и всю утварь в село Дирин . Директором был назначен Максимов Алексей Еримеевич. Он отдавал все свои время и силы, чтобы создать условия детям-сиротам. Главными задачами только что организованного детского дома были: утепление помещения, питание и воспитание обездоленных детей. Всю эту заботу вели два воспитателя и технический персонал. Необходимых в хозяйстве не хватало: посуды, одежды, обуви, кроватей и т.д. Местные жители помогали кто, чем мог. Старики своими руками смастерили тапчаны, женщины ушивали пальто, штаны. Детей кормили два раза в день
После призыва на войну Алексея Еримеевича, с 1943 года директором стал Антипин Алексей Андреевич. Он открыл собственное подсобное хозяйство для организации питания детей-сирот и улучшил бытовые условия для существования детей-сирот. В 1944 году привезли сирот-переселенцев из разных уголков нашей страны..Детдом стал смешанным, в нем проживали дети от 3 до 14 лет.
Всего за 30 лет работы в Диринском детдоме проживало больше 670 воспитанников, в разные годы по несколько лет проработали 16 талантливых директоров. Следует отметить поименно этих руководителей, чьими умениями детдом стал одним крупным предприятием в Хоптогинском наслеге. О каждом из них с искренними словами вспоминали и вспоминают бывшие воспитанники, коллеги, односельчане.
Благодаря Диринскому детскому дому, много детей остались в живых. Постепенно жизнь стала налаживаться, норма хлеба выросла с 400 гр. до 600 гр. и в 1950-60 годах воспитанников детдома начали возвращать родителям, родственникам, а так же на удочерение/усыновление. В 1972 году была приостановлена работа Диринского детского дома. Круглых сирот отправили в интернаты Уус – Алданского улуса и в Чурачпинскую школу-интернат.
Диринский детдом с честью и с ответственностью выполнил все задачи, поставленные перед государством в деле воспитания осиротевших мальчиков и девочек, юношей и девушек. Воспитанники все стали достойными людьми. Многие получили соответствующие образования и стали известными людьми и в жизни, и в труде.

 

 

 

 

Использованная литература:

1. Божедонов П.В. Дириҥнээҕи оҕо тулаайахтар дьиэлэрэ.- Дь., 2009.
2. Данилов М.К.Биһиги дьиэбит,-Саҥа олох, 1976 .
3. Корякин М.Н. Хоптоҕо нэһилиэгэ 1 чааһа-Дь., 2014

Воспоминания:
-Воспоминания Кирсанова П.П. воспитанника и работника Диринского детдома;
-Воспоминания Корякина Иннокентия Дмитриевича воспитанника
Диринского детдом;
-Воспоминания дочки Кузьмина Г,А.,директора Диринского детдома.
-Воспоминания П.П.Федорова-Сомоҕо, член Союза журналистов РФ, Отличник культуры РС(Я), художественый руководитель сообщества “Дирин уоттара»
-Воспоминания воспитанников и личные архивы М.К. Данилова, В.Н. Лукина, П.П. Божедонова, В.Т. Пахомовой (Порядиной), Г.Семенова-Ураанхай, М.Н. Захаровой.
-Воспоминания Пестеревой Т.Г., воспитанница детского дома с1949-1967 гг.
-Догдонова К.Е., воспитанница детского дома с 1949 г.

http://2359828.mya5.ru/ – сайт музея.
https://yandex.ru/maps/?l=stv%2Csta&ll=132.113671%2C61.842077&panorama%5Bdirection%5D=328.350118%2C-16.627893&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=132.113565%2C61.842154&panorama%5Bspan%5D=118.080659%2C60.000000&z=18 – виртуальное посещение.

 

Центр дистанционных мероприятий “Пора роста” – это цифровая образовательная экосистема, с большим набором сервисов для учителей, учеников и их родителей.